Предметная фотосъемка. Резкость и детализация

В коммерческой предметной съемке зачастую требуется идеальное качество фотографий и максимальная резкость снимаемого предмета. Важно, чтобы в фокусе был не только передний план, но и весь объект в целом. Как этого добиться? Что такое фокус стекинг и нужен ли он Вам?

Влияние диафрагмы на резкость. 

Точка фокусировки — это самый резкий фрагмент кадра. А небольшое расстояние перед ним и позади него, которое тоже будет в фокусе — это глубина резкости. Она обычно регулируется диафрагмой, которая открывает или закрывает отверстие объектива. Диафрагма измеряется в F-ступенях (диафрагменное число) или дробях, то есть F/13 — это 1/13. Большое диафрагменное число говорит о более закрытой диафрагме. Чем больше она закрыта, соответственно, света на сенсор попадает меньше и глубина резкости будет больше. Отсюда «правило» — на открытой диафрагме глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) минимальна, и при её закрывании она увеличивается. 

Возникает вопрос — почему нельзя полностью закрыть диафрагму для лучшей четкости? 

Работа с небольшими предметами сродни макросъемке, где применяются макрообъективы. На моём AF-S VR Micro-Nikkor 105 mm f/2.8G IF-ED минимально возможное значение диафрагмы 1/36. Казалось бы — круто! Однако не всегда это работает как нам бы хотелось. Пыль на матрице становится более заметной и с ней приходится бороться. Однако другая проблема — физическое явление называемое дифракцией. Свет, проходя через очень маленькое отверстие рассеивается, как бы распыляется не на один сенсор, а на несколько ближайших, в результате чего картинка получается не резкой. Парадокс — на полностью закрытой диафрагме изображение может быть размыто! В студийной съёмке в основном используются значения диафрагмы прикрытой приблизительно наполовину (зависит от конкретной модели), что не всегда достаточно для максимальной резкости. 

Солнечные очки. В предметной съёмке даже при параметрах диафрагмы F/14 показать резко дальнюю дужку не получается. 

Рис. 1: Студийная предметная съемка. Используемая оптика AF-S VR Micro-Nikkor 105 mm f/2.8G IF-ED. Видно, что даже при параметрах диафрагмы F/14 дальняя дужка очков и надпись на ней размыта.  

Так что же предпринять, если нужно сделать фото абсолютно резким?

Технология фокус стекинга.  

Focus stacking сочетает в себе фотосъёмку серии изображений с разной дистанцией фокусировки и последующим «смешиванием» нескольких фотографий в редакторе в одну с большей глубиной резкости, чем исходные. Особенно это актуально для макрофотографии, где только регулировкой диафрагмы не удастся сделать максимальную глубину резко изображаемого пространства. Стекинг по фокусу позволяет создавать изображения, которые невозможно получить другим способом.

Нужно ли такое качество для интернет-магазинов — решать заказчику. Возможно на смартфоне размытие и не заметно. Однако на мониторе разница бросается в глаза. Сравните эти два кадра.

Солнечные очки. Фокус стекинг при предметной съёмке по четырем точкам вполне достаточен для фотографий на маркетплейсах

Рис. 2:  В предметной съемке для маркетплейсов фокус стекинг по 3-5 точкам вполне достаточен.

Многие современные фотокамеры имеют встроенную функцию focus stacking. 

Так же можно для фокусировки использовать специальное устройство — так называемую направляющую для макросъёмки в виде площадки на рельсах. Она позволяет зафиксировать фокус и двигать только камеру, меняя дистанцию до объекта.

Что делать, если нет специального оборудования? 

Установите камеру на штатив. Вручную наведите на ближайшую точку предмета, затем переведите фокус на дальнюю точку, чтобы определить насколько нужно будет поворачивать фокусировочное кольцо. Условно разделите дугу кольца от одной точки до другой на отрезки. Сделайте последовательно несколько кадров поворачивая фокусировочное кольцо камеры. 

Так же можно наводиться на конкретные, важные точки предмета, контролируя в видоискатель или на экране компьютера.

После съемки получившиеся изображения накладываются друг на друга в Photoshop или специальной программе, например Helicon Focus. В итоге получается хорошее, во всех деталях, изображение. А нужна ли такая четкость для размещения на маркетплейсе — решать заказчику.


Если для вашего бизнеса нужны качественные, резкие и детализированные фотографии, которые приносят доход, вы можете обратиться ко мне. Предметная фотосъемка проводится в студии, где есть все необходимое для работы над вашим заказом. Мы подробно обсудим все детали, сколько требуется ракурсов, количество фотографий и другие необходимые нюансы.